Книга о Великобритании
Записки Лондонского Гида
Автор: Джерри Миллер
“Записки лондонского гида” не путеводитель, а рассказ о британской культуре глазами профессионального лондонского гида с 25-летним стажем работы в бизнесе путешествий. Эта книга о Великобритании написана в жанре художественной литературы и никак не скучный отчет о проделанных экскурсиях. В книге 40 небольших глав.
- Приоткрываем занавес
- “Самая лучшая должность на планете”
- Поджатая верхняя губа
- Лондон в розовом цвете
- Я без воблы жить не могу
- 5 слово в защиту английского барда
- Красивы ли английские женщины?
- Два мира Беатрис Поттер
- Развеселый принц Джордж
- Новая пурпурная трасса
- Смех по-английски
- Телохранитель их величеств
- В гости к евреям аристократам
- Лондон не забыл: мемориальные доски
- Живописец природы
- Из записных книжек
- Пригород в центре Лондона
- Низкий поклон коровам
- Цель создания империи
- Человек, который никогда не жил
- Английская идиллия
- Как две королевы остров не поделили
- Мученики метрической системы
- Темная вода темзы
- Черчилль у себя дома
- Англичане и грибы
- Суета вокруг кушетки кушетки
- Фантастические твари и где они обитают
- Не политкорректный принц
- Прогулка по лондонским кладбищам
- Шотландская незалежность
- Правила игры
- Дубовые зарисовки
- “Клянусь не скрывать улики”
- Самая длинная очередь Лондона
- Англичане и сады
- Мемориалы траура
- Ода сыру с гнильцой
- Лондон Эркюля Пуаро
- Пролив с определенным артиклем
- MI9 и большой побег
- Оваций не надо
Для того что бы вы смогли почувствовать книгу перед тем как её купить, мы опубликовали две главы из книги. Надеемся вам они понравятся.
Поджатая верхняя губа
«Не в том дело, что англичанин не умеет чувствовать, нет, — а в том, что он боится дать волю чувствам. Его учили в школе, что проявлять чувства — неприлично, это дурной тон. Не следует выражать большую радость или глубокую печаль, не следует даже, когда говоришь, слишком широко открывать рот, — как бы трубка не вывалилась. Надо сдерживать свои чувства, и если уж обнаруживать их, так только в особых случаях».
Эдвард Морган Фостер, «Заметки об английском характере» (1936)
Известен анекдот о том, как пожилой англичанин заходит вечером в паб, подходит к стойке и просит бармена налить ему стакан воды. Бармен подает ему воду, тот выходит из паба, но через несколько минут возвращается с пустым стаканом.
— Налейте мне еще стакан, сэр.
— Пожалуйста, сэр. — Бармен снова наливает, пожилой джентльмен берет стакан и снова выходит на улицу. Потом возвращается, подходит к стойке, просит налить еще воды.
Так повторяется несколько раз. В Англии не принято задавать лишние вопросы, это считается вмешательством в личную жизнь, но после очередного визита за водой бармен все же решился спросить джентльмена:
— А для чего вам вся эта вода, сэр?
— Да там за углом пожар, сэр.
Традиционная британская невозмутимость, присутствие духа и сдержанность — притчи во языцех. Для этого в английском языке есть выражение stiff upper lip, буквально: поджатая, или
напряженная, верхняя губа.
И прекрасным примером человека с такой чертой характера может служить капитан Мэттью Уэбб, живший в XIX веке, в викторианскую эпоху. Как, вы не слышали про него? Давайте я расскажу. Он вполне заслуживает известности далеко за пределами Соединенного Королевства.
Достаточно сказать, что этот человек первым преодолел вплавь Ла-Манш, он же Английский пролив, — название зависит от того, по какую сторону его вы находитесь. Уэбб был моряком торгового флота родом из графства Шропшир в центральной Англии. Как и многие другие викторианцы — альпинисты, путешественники, искатели приключений, — он любил бросать вызов судьбе.
Так, среди прочего, Уэбб заключил пари, что может провести в бушующем море дольше, чем собака-ньюфаундленд, она же водолаз. Псы этой породы особенно ценятся рыбаками как раз по той причине, что не боятся долгое время находиться в воде. И вот в 1874 году Мэттью Уэбб провел в волнах моря полтора часа — пока его черный мохнатый соперник, скуля, не попросился в лодку своего хозяина.
Вскоре после этого Мэттью Уэбб объявил, что намерен совершить то, что считалось тогда немыслимым: одолеть вплавь Ла-Манш. Французские газеты писали, что это абсолютный бред, une folie anglaise, «английское безумие», что никто и никогда не совершал подобного. В самом узком месте Ла-Манш имеет ширину 32 километра, однако из-за сильного ветра, подводных течений, приливов и отливов эта дистанция для пловца может в действительности увеличиться чуть не в два раза. А температура воды редко поднимается выше 15 градусов по Цельсию.
Добавим, что даже в наши дни считается неспортивным плыть через Английский пролив в гидрокостюме или использовать какие-либо технические приспособления, разрешается разве что натереть тело вазелином или гусиным жиром.
Итак, 24 августа 1875 года Мэттью Уэбб в обычном купальном костюме, натёршись лишь жиром морской свиньи, в присутствии небольшой группы провожающих, собравшихся на берегу дуврского порта, вошел в бурные воды Атлантики. В пути его сопровождала лодка с журналистами и помощниками, которые время от времени подавали ему то кружку с горячим бульоном, то бутылку с бренди или пивом. На полпути Уэбб осушил полстакана холодного рыбьего жира.
Говорят также, что заплыв этот сопровождало стадо морских свиней, почуявших омерзительный запах своего умерщвленного сородича. Ходят слухи, что в пути Уэбб умудрился выкурить сигару. — Его жалили медузы, сильные течения заставляли его продвигаться зигзагами. Он, как подобает джентльмену, плыл брасом, не торопясь, делал, по сообщениям журналистов, 22 гребка в минуту. Лишь в последние два часа, которые, по его словам, были «совершенной пыткой», он снизил темп до 12 гребков в минуту. Сопровождающие слышали его выкрик:
«Это море мало-помалу убивает меня!» (This sea kills me by inches!).
Тем не менее через 21 час 45 минут после погружения в английском Дувре Уэбб вышел на берег во французском Кале.
Журналисты забросали Уэбба вопросами: как он себя чувствует? Осуществил ли он мечту всей своей жизни? Выложился ли он на все сто процентов? А он ответил, что у него — немного странное ощущение в конечностях, примерно то, что человек испытывает после первого дня сезона игры в крикет, английскую лапту. И это все. Британская публика была сражена наповал!
В его словах было все, что так ценимо англичанами: сдержанность в выражениях, так называемый understatement, мужественная скромность и упоминание национальной страсти, крикета. Мэттью Уэбб моментально стал героем нации! Его изображение появилось на кру́жках, пепельницах и спичечных этикетках, в его честь была сложена песня, все от мала до велика считали, что этот подвиг принадлежит всем британцам, доказывает превосходство этой нации над другими народами!
Через восемь лет очередной вызов судьбе, брошенный Мэттью Уэббом, обернулся трагедией. Он взялся пересечь вплавь — поперек — бурлящие воды в нижней части Ниагарского водопада. Уэбба затянуло в водоворот, и он погиб. Ему было всего 35 лет. Потом мир надолго забыл про Уэбба. Среди прочего потому, что десятилетиями никто не мог повторить его эпического заплыва через Ла-Манш.
В обратном направлении, из Франции в Англию, впервые пролив переплыл итальянец Энрико Тирабоччи в 1923 году — почти через полвека! Сегодняшний рекорд преодоления Ла-Манша вплавь держит австралиец Трент Гримси, он сделал это за 6 часов 55 минут.
Первой женщиной, победившей пролив, была американка Гертруда Эдерле в 1926 году. До настоящего дня больше людей покорило вершину Эвереста, чем переплыло Ла-Манш. Несколько лет назад о Мэттью Уэббе был снят британский фильм, который совсем непросто найти.
Неполиткорректный Принц
«Хоть эти мерзавцы и поубивали половину моих родственников, я бы очень хотел побывать в России…»
— Принц Филипп, отвечая в 1967 году на вопрос, хотел ли бы он посетить Советский Союз.
Принц Филипп, герцог Эдинбургский, супруг королевы Елизаветы II, умер в апреле 2022 года, не
дожив нескольких месяцев до ст лет. В мае 2017 года он объявил, что отходит от общественных дел, поскольку, как он выразился, «истек срок его годности». «Команда Виндзоров» потеряла в его лице одного из своих активнейших членов. Жена принца на пенсию выйти не могла, в соответствии с британским порядком она оставалась главой государства до своего последнего вздоха, но многие из монарших обязанностей в последние годы все чаще брали на себя дети и внуки первой четы королевства.
Принц Филипп пребывал в роли принца-консорта, то есть супруга царствующей монархини, рекордные 69 лет! Подобного не случалось за всю 900-летнюю историю британской монархии. Напомним, что первые пять лет их брака Елизавета была не королевой, а лишь принцессой Йоркской.
На втором месте после Филиппа идет, с большим отставанием, принцесса Шарлотта, жена Георга III, царствовавшего в конце XVIII и в начале XIX веков. Она была в роли консорта 57 лет.
Смерть отца Елизаветы II, короля Георга VI, положила в феврале 1952 года конец блестящей военной карьере Филиппа Маунтбеттена. Он, участник флотских баталий второй мировой войны, незадолго до этого в возрасте тридцати одного года получил звание кавторанга британских ВМС и должен был стать капитаном сторожевого корабля HMS Magpie. Во флоте считалось, что со временем этот молодой талантливый человек достигнет самых высоких позиций.
Вместо этого, как супруг монархини, он оказался до конца жизни запертым в золотую клетку, — всегда на полшага отстающим от жены, единственным мужчиной в стране, вынужденным взять фамилию супруги, да к тому же — по ее приказу. Не говоря уж о том, что ему, при заключении брака с принцессой Елизаветой Йоркской, пришлось отречься от притязаний на греческий престол.
Добавим, что он был главным наследником греческого престола, не имея ни капли греческой крови. А текла в его жилах кровь датская и немецкая, с небольшой добавкой русской.
На протяжении семидесяти лет принц Филипп служил королеве и нации верой и правдой: он произнес, по последним подсчетам, 5493 речи, совершил, с королевой и без нее, 637 государственных визитов, возглавлял 847 различных организаций, в том числе 15 лет — Всемирный фонд охраны дикой природы.
Как сказал один комментатор, принц Филипп — единственный человек в мире, позволяющий себе сказать британской королеве, что́ у него на уме. И не только королеве. Елизавета была дама робкого характера, принц же Филипп своей прямотой и часто неполиткорректным грубоватым юмором неоднократно разбивал лед неловких светских государственных ситуаций.
Он всегда подсыпал перчика в формальное и пресноватое королевское церемониальное блюдо. Если бы это был не принц Филипп и не человек его поколения, то эти язвительные ремарки нажили бы ему множество врагов. Тем не менее даже полностью лишенные чувства юмора фанатики политкорректности, как правило, прощали принцу Филиппу его перлы. Вот несколько примеров:
«Чем вы полощете горло? Морской галькой?»
— в разговоре с эстрадным певцом Томом Джонсом, после ежегодного Королевского эстрадного шоу в 1969 году.
«Я объявляю этот объект открытым, чем бы он ни был»
— во время визита в Канаду в 1969 году.
«Все жаловались, что у них не хватает досуга. Теперь они жалуются, что оказались без работы»
— в период экономического спада 1981 года.
«Когда мы (во время второй мировой войны) производили выстрел, вокруг нас никто не бегал спрашивая “Как вы себя чувствуете? Вы уверены, что у вас теперь нет серьезных психологических травм?” Мы попросту делали свое дело»
— по поводу психотерапевтического ухода за солдатами регулярной армии, в 1995 году.
«Если бы вы попутешествовали с наше, вы наверняка оценили бы, насколько улучшился дизайн самолетов в вопросах уменьшения шума и увеличения комфорта. Конечно, это только в том случае, если вы не путешествуете так называемым эконом-классом, что само по себе уже звучит мерзко»
— в выступлении перед членами британской Ассоциации авиаконструкторов.
«Если бы вы попутешествовали с наше, вы наверняка оценили бы, «Как вам удается сохранять местных жителей в трезвом состоянии до прохождения теста по вождению?»
— в беседе с инструктором вождения во время общения с народом в северо-западном шотландском городе Обане, известном своей вискикурней.
«Вы тут явно недолго, раз не успели нарастить брюшко, какое здесь у всех»
— в Будапеште, в разговоре с британским туристом.
«А ведь правда, большинство из вас — потомки пиратов?» — при обращении к богатому жителю Кайманских островов в 1994 году. «Ты, мальчик, слишком толст для полетов в космос»
— в 2001 году, в разговоре с 13-летним британцем Эндрю Адамсом, который сказал принцу Филиппу, что хочет полететь в космос.
«Сколько людей вы сбили сегодня утром на этом вашем драндулете?»
— в разговоре с инвалидом, передвигавшимся на моторизованной инвалидной коляске.
В 1997 году, на торговой ярмарке в Германии, принц Филипп приветствовал канцлера Гельмута Коля, используя титул Гитлера «рейхсканцлер».
«Мне очень хотелось бы, чтобы он выключил микрофон»
— как-то пробормотал принц Филипп себе под нос во время выступления эстрадного певца Элтона Джона.
«Вы по-прежнему бросаете копьями друг в друга?»
— в разговоре с преуспевающим бизнесменом-аборигеном в Австралии в 2002 году.
«Если вы пробудете здесь еще какое-то время, то вернетесь на родину с раскосыми глазами»
— в 1986 году, во время государственного визита в Китай, в обращении к британским студентам, проходящим там обучение.
«Тут сегодня множество ваших родичей»
— в разговоре с бизнесменом Атулом Пателем, когда принц прочитал его фамилию, написанную на нагрудном бейдже во время приема в честь влиятельных британских
выходцев из Индии. Гуджаратская фамилия Патель — самая распространенная среди них…
«Филиппины, вероятно, наполовину опустели, раз вы все тут заправляете нашей системой здравоохранения»
— в разговоре с медсестрой-филиппинкой в британской больнице в 2013 году.
Ходят неподтвержденные слухи, что после коронации Елизаветы II в Вестминстерском аббатстве 2 июня 1953 года принц Филипп поинтересовался у жены, где она взяла «эту шляпу», имея в виду коронационную корону короля Эдуарда Исповедника.
Есть подозрения, что именно он спросил у Меган Маркл, супруги принца Гарри, какой расы будет её ребенок, когда родится. Эта лишенная чувства юмора дама впоследствии обвинила королевскую семью в расизме, не понимая роли принца Филиппа в британском обществе. Добавим, что в 2011 году британский юмористический журнал The Oldie («Старикан»), рассчитанный на людей преклонного возраста, присудил принцу Филиппу титул «Старикан года». Однако Филипп корректно уклонился от присутствия на церемонии посвящения в эту
почетную должность в ресторане Simpson’s на Стренде, сославшись на то, что он не будет в это время в Лондоне.
Да, без принца Филиппа жить стало скучнее.