Кэмерон Макинтош

Собирая средства на постановку мюзикла «Кошки» (Cats), начинающий театральный продюсер, Кэмерон Макинтош, даже в самых радужных снах не мог себе вообразить, что шоу сделает его создателей миллионерами. 11 мая 1981 года, в день лондонской премьеры, он, как и автор «Cats», композитор Эндрю Ллойд Уэббер, страстно желал только одного — не быть освистанным. Компаньоны пережили настоящий шок, когда кто-то из публики в конце первого акта выкрикнул «rubbish» (ерунда). Позднее выяснились, что зритель был пьян и комментарий относился к декорациям (другое значение слова «rubbish» — свалка). Чтобы побороть волнение, продюсер и композитор напились до беспамятства... Впоследствии Кэмерон не раз говорил, что на первом месте для него стоит сам процесс создания шоу. «Для меня важно довести его до премьерного показа, а если спектакль получает мировое признание, то это всего лишь приятное дополнение».

Фотография сделана Sean Reynolds

Кэмерон Макинтош

Будущий Рыцарь Театра, сэр Кэмерон Энтони Макинтош родился 17 октября 1946 года в Хертфордшире. Он был старшим из трех сыновей. Его отец, Ян Макинтош, наполовину шотландец, торговал лесоматериалами, а в свободное время играл на трубе в группе «Троглодиты» под псевдонимом Спайк. Мать Макинтоша Диана была наполовину француженкой, наполовину мальтийкой.

Когда Кэмерону было восемь лет, произошло событие, определившее всю его дальнейшую жизнь – он впервые увидел мюзикл. Это был спектакль Джулиана Слейда «Дни юности» (Salad Days), на который мальчика привела его тетя. Именно тогда Кэмерон решил, какую профессию изберет в будущем — он станет продюсером музыкального театра. Уже в детстве у Макинтоша был собственный театр, кукольный, для которого он писал сценарии, а фигурки передвигал его младший брат Роберт.

После окончания школы Кэмерон Макинтош попытался стать актером, поступив в Центральную драматическую школу Лондона, но вскоре ее оставил, так как там его принуждали изучать историю древнегреческого театра, в то время как ему была интересна не теория, а практика. В восемнадцать лет Макинтош устроился работником сцены в спектакль «Камелот» за семь фунтов в неделю. Еще семь фунтов он получал за уборку зала после спектакля.

Хотя зарплата была крохотной, будущий продюсер старательно заботился о своем имидже: арендовал двухкомнатную квартиру в престижном районе Лондона, на работу ездил только на такси, его наряд всегда была безупречным. Именно в это время Кэмерон Макинтош подружился с одним из авторов «Камелота», либреттистом Аланом Джей Лернером.

В двадцать два года Кэмерон Макинтош, работая над рекламной кампанией рок-оперы «Волосы» (Hair), придумал новый способ привлечения аудитории: он предложил продавать билет на спектакль вместе с железнодорожным билетом.

В 1969 году состоялась премьера первого шоу Макинтоша. Он возобновил мюзикл Кола Портера «Все подойдет» (Anything Goes) в театре «Кентон», но постановка провалилась и закрылась через две недели после премьеры. В 1970 году Макинтоша ожидал очередной провал: театральная версия популярного радио шоу «Долины» («The Dales») не продержалась долго на сцене, а у Кэмерона после закрытия постановки остался долг в 15 тысяч фунтов Национальному Вестминстерскому банку.

Молодой продюсер изменил подход к постановкам:

- в 1973 году он поставил не версию старого мюзикла, а новый музыкальный спектакль «Карта» («The Card»). Автором музыки к спектаклю был Тони Хетч (Tony Hatch), текст написала Джоан Хиксон (Joan Hickson, которую мы так ценим в телесериальной роли мисс Марпл). Однако и эта карта вновь оказалась битой. Спектакль продержался всего шесть месяцев. Только в 1976 году Кэмерон добился успеха, выступив продюсером мюзикла Сондхейма «Бок о бок» (Side By Side). Постановка выдержала 781 представление, прибыль была колоссальная: инвестиции составили 6 тысяч фунтов, а доход — 100 тысяч фунтов. В 1976 году последовала еще одна успешная постановка — возобновленный мюзикл «Оливер!» (Oliver!), мюзикл Лайонела Барта по мотивам романа Диккенса «Оливер Твист». Затем под руководством Макинтоша были поставлены шоу «Госпел» (Godspell) Стивена Шварца, а также возобновленные версии мюзиклов «Оклахома!» (Oklahoma!) Роджерса- Хаммерстайна и «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady) Лернера-Лоу. Скажите, где здесь везение? Я вижу только сизифов труд.

Переломным моментом в жизни Кэмерона стала встреча с композитором Эндрю Ллойд-Уэббером. Само знакомство, которое произошло в 1978 году, не предвещало ничего хорошего. Макинтош занимался организацией церемонии награждения премией Совета театров Уэст-Энда в «Королевском кафе», а рок-опера «Эвита» (Evita) Эндрю Ллойд-Уэббера была признана Советом театров лучшим мюзиклом года, поэтому на церемонии должна была прозвучать ария «Не плачь по мне, Аргентина». Кэмерон Макинтош столкнулся с техническими сложностями, вследствие чего Уэббер был разочарован звучанием своей музыки, о чем не преминул сообщить Макинтошу. Подвыпивший с горя продюсер, как истый хайлендер, готов был сорваться в драку, но, к счастью для всех, сдержался.

В 1980 году Ллойд-Уэббер вспомнил об этой встрече и предложил Кэмерону Макинтошу стать продюсером его нового мюзикла «Кошки» (CATS), который впоследствии принес его создателям не только баснословную прибыль, но и мировую известность. Одновременно с «Кошками» продюсер работал над мюзиклом Тома Лерера «Дурачество» (Tomfoolery). Кэмерон Макинтош сотрудничал с Ллойд-Уэббером ещё несколько раз: в 1982 году Кэмерон был продюсером его мюзикла «Песня и танец» (Song and Dance), а в 1986 году — мюзикла «Призрак оперы» (The Phantom of the Opera). В 1983 году он работал с Тимом Райсом, соавтором Уэббера по рок-опере «Иисус Христос Суперзвезда», еще одной театральной легенде Лондона, над его мюзиклом «Блондель» (Blondel), музыку к которому написал Стивен Оливер. Но это шоу продержалось лишь три недели. Трижды Камерон выступил продюсером мюзиклов Клода-Мишеля Шонберга и Алена Бублиля: «Отверженные» (Les Miserables) в 1985 году, «Мисс Сайгон» (Miss Saigon) в 1989 году и «Мартин Герр» (Martin Guerre) в 1996 году. В 1990 году Кэмерон Макинтош основал в Оксфорде кафедру современного театрального дела.

В 1996 г. за заслуги в музыкальном театре Британии Кэмерон Макинтош был посвящён в рыцари. Через два года, в честь тридцатилетия продюсерской деятельности сэра Макинтоша, было устроено грандиозное представление, в которое вошли фрагменты поставленных им шоу. Концерт, на котором присутствовала её величество королева Елизавета II с герцогом Эдинбургским, вела актриса Джулия Эндрюс, известная российскому зрителю по фильму «Звуки музыки» (The Sound of Music). Главным хитом стало выступление Стивена Сондхайма и Эндрю Ллойд-Уэббера, которые в честь юбиляра исполнили пародию на знаменитые арии «Выпускайте клоунов» (Send In The Clowns) и «Музыка ночи» (Music Of The Night). Камерон также решил поучаствовать в представлении, исполнив строчку из мюзикла «Дни юности», который в свое время и сподвигнул его избрать карьеру продюсера.

Наступала новая эра. В канун Миллениума сэр Кэмерон Макинтош заявил:

- приходит время нового поколения. Возможно, это было связано с неуспехом его последних проектов. Экстравагантная постановка «Лебединого озера», где все роли исполняли мужчины, с треском провалилась. Лондонский мюзикл «Иствикские ведьмы» (The Witches of Eastwick), еще одно шоу Макинтоша, закрылся в октябре 2001 года, выдержав 504 представления; в 2002 г. спектакль открылся в России, однако жизнь на московской сцене тоже оказалась непродолжительной.

В мае 2002 года состоялось последнее представление лондонской версии мюзикла «Кошки», а в мае 2003 — бродвейской версии мюзикла «Отверженные». Тем не менее легенда театрального дела по-прежнему на коне. Возобновленная Макинтошем в 2001 году постановка мюзикла «Моя прекрасная леди» получила пять премий Лоуренса Оливье (в том числе в номинациях «Лучший мюзикл» и «Лучшая хореография»); в феврале 2002 года в Нью-Йорке открылась «Оклахома!». Кроме того, тот же 2002 год был отмечен сразу несколькими премьерами мюзикла «Отверженные» — в том числе в Китае, где это шоу стало первым западным мюзиклом.

Через два года сэр Кэмерон Макинтош вновь подтвердил свою репутацию самого успешного британского продюсера: в декабре 2004 года открылся его мюзикл «Мэри Поппинс», основанный на одноименной книге Памелы Треверс и популярной экранизации, созданной компанией Уолта Диснея в 1964 году. Этот фильм с Джулией Эндрюс в роли идеальной няни неизменно входит в десятку самых любимых музыкальных картин вот уже несколько десятилетий. Не удивительно, что сценическое воплощение также оказалось успешным.

На сегодняшний день Камерон Макинтош владеет восемью театрами Вест-Энда: Театром Королевы (The Queen’s), Гилгуда (The Gielgud), принца Уэльского (The Prince of Wales), Олбери (The Albery), Уиндэм (Wyndham’s), Стрэнд (The Strand) и принца Эдварда (The Prince Edward). Макинтош является почетным доктором драмы Королевской Шотландской Академии Музыки и Драмы в Глазго (с 1998 года) и обладателем наград Ричарда Роджерса (за непревзойденные достижения в области музыкального театра; 1992) и Оскара Хаммерстайна (2002). Безусловно, имя сэра Макинтоша ещё при жизни его обладателя стало частью мировой театральной культуры.

Театр в Лондоне